Всем хороши распашные ворота: просты и дешевы. Но зимой, при большом количестве снега, открыть их можно только основательно поработав лопатой. Когда нужно на работу это совсем не радует. Этого недостатка лишены откатные или, как говорят, сдвижные/раздвижные ворота. Цельная конструкция, закрывающая весь въезд, отъезжает в сторону, прячась за забором. Держаться они могут на обычной или консольной балке, а могут просто ездить по рельсам. В любом случае, откатные ворота своими руками сделать можно. Это не совсем легко, но возможно.
Преимущества откатных ворот
- Откатные ворота за счет расположения вдоль стены занимают меньше пространства двора по сравнению с распашными воротами.
- Откатные ворота внезапно не откроются и не повредят то, что будет на пути их дуги, как это может произойти с распашными воротами при сильном ветре или незначительном давлении.
- Красивый простой и выдержанный внешний вид откатных ворот.
- Откатные ворота просты в установке.
Существует три вида откатных ворот: консольные, подвесные и колесные ворота.
Консольные ворота
Основной принцип консольной конструкции в том, что сами ворота установлены на нижней крайней стороне опорной стены.
Несущей частью данной конструкции является основание, фундамент для установки опорных и приводящих в движение механизмов, так как на всем расстоянии ограждения не будет опоры, а площадь давления листа ворот очень велика.
Нюансы возведения ворот
Основных этапов несколько: определение размеров подвижного полотна; монтаж столбов, если это необходимо; изготовление створки, ее крепление в проем; установка привода и его подключение.
Как правильно определить размеры подвижной секции?
Если проем уже сформирован, останется лишь рассчитать точные габариты ворот. Раздвижные конструкции обычно имеют длину, которая соответствует значению 1,5 ширины проезда. Можно изменять его в большую или меньшую сторону, все зависит от особенностей конструкции, размеров проема и ширины улицы. Последний из факторов позволяет определить угол поворота авто при въезде и выезде участка.
Ширина проема в свою очередь рассчитывается с учетом размеров транспорта, который имеет доступ на объект. Соответственно, чем крупнее его габариты, тем больше должна быть створка.
Оптимальная длина ворот (ширина проема + место отката) = проем ворот*1,6
А утяжеление конструкции напрямую влияет на качество крепежа и общую стоимость ворот. При монтаже своими руками важно не забыть о том, что рядом с проемом должно быть достаточно свободного места для перемещения секции.
Установка столбов
Обычно при обустройстве забора несущие столбы для крепления ворот закладываются во время строительства ограждения, а на последнем этапе уже монтируется подвижная створка. Но если все работы производятся одновременно, то при установке опорных стоек для ворот учитывается вес подвижной конструкции.
Минимальная глубина заложения опор – 1 м. Но это при условии выполнения монтажа на почве с нормальной, простой структурой. Для тяжелых конструкций и на сложных грунтах закладка опоры выполняется на глубину до 1,5 м.
В качестве несущих столбов под крепление ворот могут использоваться изделия из металла, бетона, кирпича. Размеры отверстий в почве определяются диаметром стоек + небольшой запас. На дно укладывается слой грунта и песка, затем с помощью уровня столбы выравнивают в ямах. После этого можно выполнять заливку бетонным раствором.
Фундамент
В качестве усиления основания используется закладная деталь, арматура. В случае со средней балкой можно заложить своими руками в фундамент металлические опоры или готовый каркас, на который будет в дальнейшем устанавливаться электропривод и крепиться несущий рельс и створка.
Монтировать опорный столб надо на глубину не менее одного метра
Расстояние между роликами в данном случае лучше брать максимально большое, насколько позволяет размер подвижной створки. Это обеспечит надежность конструкции.
Фундамент конструктивной части ворот
Вместо консольных блоков используются двойные роликовые системы, которые охватывают несущую балку поверху и понизу. Сам же рельс используется со сплошным сечением, без прорезей, как это необходимо в случае с нижней балкой.
Изготовление рамы подвижной створки
Для полотна ворот нужно сделать своими руками ровную конструкцию с идеально прямыми углами и параллельными трубами сечением 60х40 мм или 50х50 мм по периметру без отклонений. Упрочнить створку можно с помощью ребер жесткости (40х20 мм).
Чертеж каркаса рамы на проём в 4 метра.
Их используют довольно много и устанавливают под разными углами, особенно, если конструкция крупногабаритная. Данное решение позволяет избежать перекоса рамы при эксплуатации. Обшивка должна быть привлекательной, надежно и максимально легкой, чтобы дополнительно не утяжелять конструкцию: профлист, поликарбонат, тонкий листовой металл.
Монтаж подвижной секции
Сначала нужно определить местоположение фурнитуры, и проверить правильность монтажа всей конструкции. Для этого створка устанавливается в вертикальное положение. Ворота со средней балкой несколько отличаются от аналогов с нижним расположением несущей рельсы.
В несущую балку вставляем в тележку с роликами. Эту конструкцию устанавливаем на фундамент (швеллер), далее выдвигаем балку в проем. При этом регулируем просвет между столбом и концом балки.
Это в первую очередь проявляется в том, что нижний уловитель играет роль крепежного элемента для средней балки при закрытом положении ворот. Подвижная створка удерживается боковым кронштейном и соединена с несущей балкой.
Колесные ворота
Такие откатные ворота как колесные выполнены с помощью рельсы, по которой колеса двигаются как по калии. Данная рельса устанавливается по всей длине используемой под листом калитки, от одной стены к другой, где будет проходить ваша калитка.
Для большего представления можно посмотреть чертежи откатных ворот.
Подвесные ворота
Такой вид ворот ограничивает въезд по высоте, так как устанавливается чаще всего в больших помещениях, гаражах и складах. Основные элементы, такие как ролики, установлены на верхней части гаража, что приводит его ворота в движения.
Такая схема откатных ворот не подходит в качестве забора, но отлично вписывается в гараж.
Финальная сборка и подгонка ворот
Убедившись, что всё сделано верно, проверяем ролики и движущиеся части. После этого провариваем верхние фиксаторы (ранее закреплённые точечной сваркой), испытываем ворота на движение, закрепляем нижние фиксаторы.
Проверив надёжность фиксаторов, проверяем ворота на перпендикулярные смещения, для чего сильно толкаем их изнутри и снаружи. Снаружи – в закрытом состоянии. При правильной установке фиксаторов, створка может «гулять» по плоскости, но при этом останется параллельной плоскости забора (проёма), а ролики станутся на рельсе.
Устанавливаем ловители. Точнее, они у нас были лишними «фиксаторами», пока мы подгоняли геометрию створки, теперь нам необходимо разогнуть принимающие лепестки в нужное положение, отрегулировать концевые ролики, убедится, что в закрытом — открытом положении откатные ворота неподвижны. Добившись этого (это несколько движений створки всего – не так сложно, как кажется), при необходимости дополнительно закрепляем ловители.
Остался последний этап.
При помощи болгарки зачищаем сварные швы, заусенцы, торцы труб. Грубой шкуркой обрабатываем места сгибов металла, после чего всё покрываем защитными покрытиями. Даже если часть работ делали наёмные работники, именно эту работу лучше делать своими руками, или найти повод находится рядом и внимательно следить за тщательностью прокраски всех углов, торцов, швов и пр.
Помните, это ворота Вашей дачи, никто кроме Вас не покрасит так скрупулёзно, как это требуется для долгой эксплуатации металлической конструкции!
Остался последний этап. Испытание на прочность. Не надо грузовиков и прочего Голливуда. Попросите открыть — закрыть ворота ребёнка, лет 10-ти. Если он может сделать это без труда, значит, Вы всё сделали правильно! Впрочем, если ребёнку это не удалось, не переживайте. Роликовые механизмы можно будет настроить, ловители отрегулировать, а дети… Дети растут очень быстро, так что скоро они смогут открыть даже ворота, которые не открывались пару лет. Если конечно, эти откатные ворота были сделаны правильно.
Материалы для откатных ворот
Для того чтобы сделать откатные ворота своими руками, необходимо использовать качественные материалы для долгого срока службы и приятного внешнего вида ворот.
Для вашего удобства все материалы и механизмы можно приобрести в специальных строительных магазинах.
Перечень необходимых деталей для ворот:
- Для направления перемещения используют роликовую каретку, вам понадобится 2 штуки;
- Для большего крепежа ворот в закрытом виде используют для створок уловитель, на низ и верх листа ворот;
- Чтобы закрепить верхний край створки при эксплуатации используют пластину с поддерживающими роликами;
- Ролик концевой, также можно воспользоваться накатным роликом;
- Заглушки по направляющим – 2 штуки;
- Направляющая;
- Двигатель с длинной проводкой, системой автоматизации.
Тут указаны основные механизмы для самостоятельной установки данного вида ворот, немаловажным есть и правильность выполненного монтажа каркаса ворот.
Изготовление основного каркаса
Рассмотрим, как сделать откатные ворота самостоятельно. После составленного чертежа следует переходить к подготовке материалов. Сначала идет нарезка труб в строгом соответствии с размерами на чертежах.
Далее все заготовки укладываются на ровную поверхность, чтобы визуально оценить будущую раму. Если все элементы сходятся с основной схемой, то начинаются сварочные работы.
Для этого точечно прихватываются все углы каркаса, после чего сваривают все детали конструкции. Конструкция откатных ворот обязательно должна быть с противовесом. Чтобы сварочные швы не выделялись, их нужно отшлифовать.
Перед сборкой грунтуются все внутренние поверхности между каркасом и рамой. То же действие следует проделать с внутренним каркасом.
Металлический каркас ворот
Для того чтобы установить откатные ворота монтируется основная часть ворот, создается каркас. В первую очередь, несмотря на материал, из которого будут ворота, то ли это метал или дерево, вначале строится сам скелет ворот.
Простой и более экономный вариант – сварка из профильной трубы, используют трубы с диаметром 4-6 сантиметра.
Сваривается прямоугольная часть скелета, после добавляются опоры, которые необходимы для вашего вида откатных ворот, и их особенности.
-
Бензопилы Stihl
-
Преимущества мини-моек Karcher
-
Виды дачных беседок – фото идеи простых садовых, открытых и закрытых вариантов
Края труб спиливают болгаркой под углом для прочности шва пайки между трубами. Затем каркас устанавливается на управляющие механизмы и тестируется.
Как сделать своими руками подвесные откатные ворота
Рельса для подвесной конструкции находится над воротами. К положительным характеристикам этого варианта можно отнести тот факт, что полотно створки не опрокинется. Но отрицательным моментом является ограничение высоты въезда сквозь ворота.
Необходимые для работы инструменты и материалы
Набор инструментов и материалов повторяется независимо от выбранной конструкции ворот. Можно, конечно, многие детали и даже целые сборки купить. Но это будет дорого. Поэтому домашнему мастеру в основном приходится использовать тот материал и те детали, что ему доступны.
А набор слесарного инструмента у него должен быть. Сварочный аппарат можно брать в аренду, а токарные работы заказать.
Изготовление каркаса
Каркасом всего сооружения являются крайние столбы проёма ворот и один дополнительный столб с ловушкой, в который створка упирается, когда ворота открыты. Ловушка имеется и на столбе забора, в который створка упирается, когда ворота закрыты.
Изготовление и монтаж рамы
Рама ворот изготавливается по той же технологии, что и предыдущий вариант. Главное, следить за тем, чтобы сварка была качественной, а геометрия рамы не имела перекосов. На верхней кромке рамы устанавливаются две каретки.
Установка направляющих и фурнитуры
Сначала изготавливаются две каретки. Их основа вырезается в виде треугольников из листа металла толщиной 10 мм. В них сверлится по два отверстия для установки осей подшипников. Их диаметры выбираются по диаметру выбранных подшипников. Оси выравниваются до перпендикулярного к пластине положения и привариваются. Потом на них напрессовываются подшипники.
Каретка для подвесных ворот
Каретка в сборе с подшипниками и направляющая
Направляющая изготавливается из профильной трубы сечением примерно 60×60×4 мм и длиной, равной двум длинам створки ворот. В трубе прорезается щель шириной 15 мм. В трубу вставляется каретка подшипниками внутрь. В нижней наружной вершине треугольника сверлится отверстие для крепления каретки к створке ворот.
Направляющая закрепляется на трёх столбах каркаса. На самой створке устанавливаются ручка для перемещения руками и проушины для замка.
Фрагмент подвески ворот
Статья по теме:
Гаражные ворота рольставни: размеры, цены, устройство, разновидности, достоинства и недостатки, пошаговая инструкция с фото установки ворот самостоятельно — читайте в публикации.
Особенности фундамента под откатные ворота
Фундамент устанавливается вдоль ограждения, где будет располагаться основная механическая часть устройства. Для большей прочности необходимо выкопать прямоугольник глубиной в метр.
После устанавливаются каретки на металлическую перекладину, к этой перекладине прикрепляется проволочный корсет. Связанная проволока заливается цементным раствором. После высыхания можно приступать к монтированию откатных ворот.